Главная » Аналитика » Посещаемость торговых центров Москвы упала до минимума за последние три года

Посещаемость торговых центров Москвы упала до минимума за последние три года

Число покупателей в торговых центрах Москвы в начале августа оказалось ниже на 9-39%, чем за последние три года, следует из данных индексов посещаемости Rstat Index и Mall Index. В июле аналитики прогнозировали увеличение доли пустых площадей в ТЦ Москвы до 30% при негативном сценарии

Посещаемость московских ТЦ в первые недели августа 2022 года опустилась до рекордного минимума за последние три года, следует из индексов посещаемости Rstat Index (рассчитывает «Антивор») и Mall Index (рассчитывает Focus Technologies), предоставленных РБК. Данные отражают посещаемость на 1000 кв. м торговых площадей, их используют для работы крупнейшие ретейлеры и владельцы ТЦ.

По данным Mall Index, по итогам первых двух недель августа посещаемость торговых центров Москвы упала на 11% в сравнении с 2021 годом, на 18% в сравнении с 2020 годом и на 23% — в сравнении с 2019 годом. Rstat Index приводит схожие данные: показатели снизились на 9%, 18% и 39% соответственно. Так, августовские распродажи и временное открытие магазинов H&M перед полным уходом с рынка не смогли существенно повлиять на падающий интерес москвичей к ТЦ.

В целом по России посещаемость торговых центров была на 9% ниже, чем в прошлом году, на 19% ниже уровня 2019 года, следует из данных Mall Index. При этом показатель оказался на 3% выше августа 2020 года, когда в России действовали пандемийные ограничения.

Посещаемость ТЦ начала сокращаться в марте, когда многие иностранные бренды объявили об уходе с рынка. С начала года ТЦ в России в среднем посетили на 6% меньше клиентов, чем в прошлом году, и на 20% меньше в сравнении с 2019 годом, отмечает Mall Index. В Москве индекс посещаемости оказался на 5% ниже в сравнении с 2021 годом и на 23% ниже, чем в 2019 году.

В сравнении с 2019 годом, ТЦ не вернули в среднем от 15 до 25% аудитории в зависимости от региона, отмечает руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. В пандемию многие покупатели впервые попробовали онлайн-шоппинг и приходили в ТЦ с конкретной целью, а не для спонтанных покупок. Во второй половине 2020 и до января-февраля 2021 года динамика восстанавливалась, но начиная с марта 2022 года опять сменилась на отрицательную, говорит Васильев.

Первый вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов рассказывал, что посещаемость ТЦ группы снизилась на 20-30%, ТЦ и вовсе лишатся трафика, если ситуация не изменится, так как без якорных арендаторов нет посетителей, говорил он. Президент сети Baon Илья Ярошенко отметил снижение трафика на 16%, но повышение среднего чека на 50% год к году, пишет РБК. По его словам, на трафик влияет также теплая погода (с этим согласен и Агаларов) и падение доходов населения.

Трафик сети Street Beat за прошлую неделю снизился на 17%. 12 Storeez, в свою очередь, отмечает, что трафик вырос на 15% в годовом выражении. Есть торговые центры, где трафик не упал, а остался на прошлогоднем уровне или вырос, сказала ретейл-директор сети Алия Хасянова. По словам директора департамента торговой недвижимости Accent Capital Светланы Кузьминой, трафик в ТЦ «Сокольники» вырос на 20% из-за изменения концепции. В ТЦ не были представлены зарубежные бренды, уточнил РБК. Руководитель отдела маркетинга Lestate Илья Комиссаров связал падение трафика с перемещением покупателей в онлайн.

В начале июля аналитики спрогнозировали увеличение доли пустых торговых площадей в ТЦ Москвы до 30% при негативном сценарии. При позитивном ожидается снижение до 10-12% по итогам года.